26 марта


14:53

У Києві скасували анонсовану півторадобову комендантську годину. Перехід на “літній час” ще не скасовано

12:38

Україна переводить стрілки на годину вперед, у Києві - комендантська година на півтори доби

21 марта


12:42

21.03.2022 у Києві та області на півтори доби вводять "посилену" комендантську годину

15 марта


15:06

У Києві та області знову запроваджують комендантську годину на півтори доби

11 марта


17:53

Міноборони РБ: інформація про ракетний удар по білоруському селу - фейк. Проте вторгнення в Україну готується

16:31

Російські літаки зайшли з території України і нанесли вогневе ураження по населених пунктах у Білорусі

15:58

Міністр оборони України звертається до народу Білорусі

22 мая


12:44

Операція «Гірдон»: Гіркін усім задоволений, а Гордона вважає дурнем, мерзотником, майже го…доном

14 мая


15:42

Окупанти «ізолювали» у Донецьку обвинуваченого у справі МН17

17 сентября


12:33

Гончарук прокоментував свій коментар щодо ПриватБанку

10:18

Прем’єр Гончарук не виключає «компроміс» із Коломойським щодо ПриватБанку

09:12

«Слуги народу» пропонують змінити закон «Про столицю» і провести вибори мера Києва у грудні

08:58

Будинок колишньої глави Нацбанку Гонтаревої спалили

08:40

Дoба ООС: один наш військовий загинув, двох поранено

16 сентября


17:28

Після програного Зеленським парі чиновників міської ради Дніпра оголошено в розшук

17:07

Скасовано постанову Матіоса про «засекречення» декларацій військових прокурорів

12:55

І цього тижня Зеленський не зможе відібрати у Авакова Нацгвардію

12:23

Бюджет-2020 презентують нардепам у п’ятницю

12:11

Посольство США сподівається, що нова ЦВК буде не гірше той, що розігнав Зеленський

11:59

Богдан - о фракції «Слуга народу»: там є «божевільні, психічно хворі»

08:41

Доба ООС: поранено одного військовослужбовця

15 сентября


17:27

Рада отримала проект держбюджету-2020

09:03

Доба ООС: обстріли не припиняються

14 сентября


14:59

Зеленський наклав вето на Виборчий кодекс з відкритими списками

08:50

Доба ООС: поранено вісьмох наших військових

13 сентября


18:44

У Кремлі наполягають: спочатку фіксація «формули Штайнмайера» - потім «нормандська» зустріч

17:26

Для Коломойського відкрилося «хороше вікно»: крізь нього він бачить вихід із ситуації з ПриватБанком

16:52

Меру Дніпра не пробачили вигране у Зеленського парі: у міськраді обшук

13:58

Порошенко прийшов на допит до ДБР – ДБР прийшло з обшуком до банка Порошенка

13:34

Стало відомо, під приводом чого намагаються вилучити у ПриватБанку документи, «пов'язані з юридичним захистом банку»

РЕФОРМА БОЕМ

Редкая украинская ракета долетит до центра Москвы. Если что

Через 15 лет после обретения Украиной независимости от Кремля «латентная» аксиома («Россия – наш стратегический враг № 1 на все времена») стала очевидной для всех трезвомыслящих украинцев. Но, видимо, не для министра обороны Гриценко.


…Если кого-то тешит перекличка Тараса Бульбы с соратниками на предмет выяснения «есть ли еще порох в пороховницах?» - то напоминаем фабулу гоголевского произведения: после того, как казаки отвечали «Есть! Есть!» Тараса взяли в плен и сожгли…

Совсем недавно нынешняя власть приняла решение, о котором многие говорили, - но ждали с опаской. Речь - о «поэтапном» ополовинивании национальных вооруженных сил к 2009 году. Чем весь этот «пацифизм» может закончиться, сегодня, похоже, не знает никто. Но состояние, в котором встречают это «эпохальное» решение власти ВСУ, внушает опасение, переходящее в тревогу…

По меткому (если угодно – «снайперскому») выражению Анатолия Гриценко, выпущенному им на одном из недавних совещаний, украинской армии ныне не хватает «драйва». Присутствующие на том «совещалове» генералы сразу смекнули, что речь идет о чем-то типа «креативности». Но, так или иначе, стало ясно, что министра уже здорово раздражает неспособность его подчиненных продуцировать новые идеи в области развития Вооруженных Сил Украины (как он это понимает). Зато у самого «главного полководца» идеи просто бьют фонтаном…

Например, были такие себе в ВСУ Объединенные Силы быстрого реагирования (ОСБР, разновидность группировка ВСУ, размерами с урезанный армейский корпус), - что-то наподобие наиболее боеготовой их части. Это любимое дитя оборонного ведомства «съедало» и продолжает «съедать» львиную долю оборонного бюджета (остальные, естественно «довольствуются малым»). Но господину Гриценко этого показалась недостаточно. И вот в голове «ведущего оборонного специалиста страны» рождается просто «гениальная» идея: а не создать ли нам внутри ОСБР… еще одни «силы», только теперь «немедленного реагирования»? О том, что эта затея (так же, как и предыдущая с ОСБР), имеет все шансы закончится таким же результатом сегодня мало кто задумывается, хотя вопросы на поверхности, например: кто этим займется и на какие такие деньги?

Постороннему наблюдателю такое стремление министра к «убыстрению» подчиненных ему вооруженных сил может показаться странным. Но это только на первый взгляд (ради справедливости стоит сказать, что Гриценко, в отличие от большинства его подчиненных имеет возможность знать, как с «быстрым реагированием» обстоят дела за кордоном). На самом деле, присутствие в названии слов «быстрого реагирования» никого не должно вводить в заблуждение. Даже плановые 30 суток готовности к ведению боевых действий пока остаются для этих войск недостижимым показателем. Причин этому много и вдаваться сейчас в их узкопрофессиональную суть, наверное, не стоит. Но факт остается фактом: на данный «момент X» «быстро реагировать» 8-ой АК (основа ОСБР) просто не в состоянии (хотя бы из-за своих «конструктивных особенностей»).

Главная причина такого состояния данного подразделения, как, впрочем, и всей армии, лежит в «очковтирательстве» предыдущего и отчасти нынешнего руководства Минобороны. Но, по мысли сегодняшнего министра, «реформирование» закончилось, а далее будет лишь «поступательное развитие».

На самом деле – все несколько иначе: «реформирование» даже не начиналось. Все изменения и трансформации в сухом остатке закончились переходом ВСУ с «дивизионно-полковой» на «бригадно-батальонную» структуру и изменением ряда сопутствующих элементов. Да и то это произошло лишь из-за того, что последняя структура требует меньшого количества личного состава и, следовательно, меньшого количества денег. Но глубинных изменений в ВСУ и в ее наиболее боеготовой части (ОСБР) как нет - так и не было: структура тактической основы ВСУ, их организация, принципы ведения боевых действий, вооружение (список можно продолжать) осталась «советской». И вливание в нее «контрактников», а равно переход на трехвидовую структуру ничего не изменили. ВСУ, в том числе и ОСБР продолжают оставаться просто уменьшенной копией «непобедимой и легендарной».

Все эти «переформатирования» и «организационно-штатные оптимизации» проводились и продолжают проводится в ВСУ с одной полностью понятной и ни от кого не скрываемой целью – сократить расходы на их содержание. И господин Гриценко из этого не делает тайны. Ну что ж, такое стремление, безусловно, благое. Но вот как быть с эффективностью? Ведь не секрет, что неэффективная армия будет «стоить» стране в конечном итоге несравненно дороже, чем эффективная.

Тот факт, что в нынешнем виде ВСУ не годятся ни для какого «серьезного дела» министр обороны понимает (потому-то, видимо, и посещают его мысли про уже «немедленное реагирование»). И это, в принципе, обнадеживает. Но методы, которые он предлагает для «исправления ситуации», мягко говоря, слегка неадекватные.

У многих «сторонних» наблюдателей уже давно складывается впечатления, что происходит одно из двух. Или Анатолий Гриценко действительно немного зависает в эмпириях и сам рождает свои гениальные идеи на тему «как нам обустроить украинское войско», или же им умело «вертят» его же генералы, которых нынешнее (вполне сопоставимое с прежним) состояние ВСУ полностью устраивает. Скорее всего, происходит именно последнее, так как при таком «небезразличным» министре очень удобно имитировать «реформирование и развитие» вместо их действительного проведения.

В пользу озвученной версии говорит тот факт, что все благие пожелания министра в стиле «расширить и углубить» натыкаются внутри самого Министерства на глухое раздражение и скрытое противодействие.

Вот, например, существует в наших ВС такое понятие, как стратегическое неядерное сдерживание, рожденное стратегами «кучмо-кузьмуковской» эпохи. Маловато кто задумался над идиотизмом самого этого определения: как может быть сдерживание стратегическим, когда вооружение не отвечает этому статусу? Силы СНЯС сегодня представляют собой первую отдельную ракетную бригаду Ракетных войск и артиллерии ВСУ с набором разнообразных ТАКТИЧЕСКИХ и ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИХ ракетных комплексов. На ее «прокорм» и содержание ежегодно бюджет тратит прорву денег. Но вместе с тем смысл ее существования до сих пор остается, мягко говоря, спорным. Бригада не станет стратегической, даже если ее так обозвать, если по сути она является тактической.

Дело в том, что максимальная дальность действия вооружения этой бригады (знаменитая «Точка-У» и «Р-300») при самом благоприятном раскладе не превышает 500 км. То есть, полностью «не дотягивает» до глубины современных стратегических операций (1000, а то и все 1500 км). Про какое тогда «стратегическое сдерживание» можно вести разговор? «Гордо сдерживать» можно только тогда, когда у вас в арсенале есть оружие, которым можно нанести противнику такие потери, при одной возможности которых он напрочь откажется от агрессии, то есть - парализовать его основные политико-административные и военно-экономические центры. Но про эффективность украинской ракетной бригады в этом отношении никто даже не рискует говорить вслух.

Оно и понятно. С украинскими ядерными зарядами известно что приключилось («Спасибо президенту Кравчуку за наше счастливое завтра!»), а в обычном снаряжении все эти «Точки» и «СКАДы» в стратегическом отношении не опасны. Они могли бы быть эффективны – но только против наших западных соседей (сравнительно небольших государств, где мы можем этими ракетами «доставать» их «центры»). Однако, Украина решила стать частью НАТО и мы теперь дружим с теми, кто от нас «западнее». А для России (этого извечного агрессора по отношению к Украине) эти «страшные» ракетные комплексы не представляют существенной в стратегическом отношении опасности, тем более в неядерном варианте: они просто не смогут «достать» соответствующие центры этой страны, от которых зависит боеспособность ее армии (а если наши ракеты угодят, допустим в Воронеж или Курск, и там угрохают несколько тысяч россиян – то кого это в Кремле перепугает и озаботит? Для этих товарищей положить земляков в могилу – дело доблести, чести и традиции). Спрашивается: и зачем нам эта отрыжка советской борьбы с империалистами?

Но, тем не менее, сегодня бригада с хорошим аппетитом продолжает поглощать средства украинских налогоплательщиков. И рассчитывает в будущем заниматься этим же делом. Ситуация с ней все больше становится аналогичной ситуации с крейсером «Украина» - как чемодан без ручки, нести тяжело, а бросить жалко. По большому счету, в то время, когда министр настаивает на «оптимизации» и «повышении эффективности» его генералы (в данном случае командующий ракетными войсками и артиллерией ВСУ генерал Рябоконь) прямо заявляет, что «бригада была, есть и будет… Она нужна ВСУ, и сейчас мы рассматриваем вопрос о разворачивании ее полноценной боевой подготовки». Неужели некому объяснить Анатолию Гриценко всю степень «необходимости» для Украины этих ракет - у которых даже сроки эксплуатации уже вышли, и которые никто не проверял на боеспособность? Не говоря уже про ряд «сопутствующих» элементов - вроде «неутилизируемого» ракетного жидкого топлива типа «меланж», попадания в Бровары и т.д.

У наших генералов всегда находятся аргументы, чтобы если не извратить смысл реформ, то по крайней мере существенно ограничить их размер. В данном случае секрет кроется, наверное, в том, что ликвидация первой отдельной ракетной бригады приведет к сокращению ряда должностей в структуре МО и Генштаба (в том числе генеральских с полковничьими), что не может вызвать особого оптимизма у «ребят в полосатых штанах».

Зато там, где эти «реформы» могут нанести существенный вред, но не повлиять значительно на служебное положение (особенно в плане властных полномочий) и размеры денежного содержания генералы встречают их «на ура». Вот, например, хотели повысить статус контрактников в войсках… И повысили! - аж до уровня офицерской зарплаты. В боевых частях ОСБР сегодня отдельные контрактники по заработкам вполне сопоставимы с командирами взводов. Чем это пахнет? Правильно! - соответствующим падением авторитета первичных офицерских должностей (и это в то время, когда у нас и без того полковников хоть пруд пруди, а взводами командовать некому).

Да и с оборонным бюджетом, происходит что-то не то. Президент в купе с министром на каждом углу рассказывают о том, что в 2006 году «армия получит, как никогда много» - 8,9 млрд. гривен. Более того, в следующем году на закупку вооружений предусмотрена небывалая для периода независимости сумма - аж 1,2 млрд гривень, опять же жилье будут строить, зарплату увеличат и так далее (желающие могут выбрать по списку).

Но как оказалось из этих почти мифических 8,9 млрд. гривень 3 млрд. ВСУ должны… заработать сами. Такое вот украинское «ноу-хау» в оборонной сфере. Кому рассказать, так помрут от зависти. Больше чем на треть украинская армия должна сама себя окупать. Этот парадокс бросился в глаза даже журналистам семейного еженедельника четы Гриценко-Мостовая «Зеркало недели», которые (см. номер за прошлую субботу) отважились на вопрос к премьеру Юрию Еханурову на предмет: как же так, украинские аграрии, «прозябающие» на лучших в мире черноземах, получают дотации из госбюджета, а военные – в мирное время, то есть, без аннексий и контрибуций, - должны обеспечивать себя подножным пайком?

Но именно указанная сумма, согласно букве бюджета, составит так называемый «специальный фонд» МО Украины. То есть, это то, что подчиненные господина Гриценко должны заработать, продавая «ненужное». По оценкам подавляющего количества специалистов в сфере «бизнеса и реприватизации», наша армия с этим просто не справится, и в лучшем случае ей «светит» 1 млрд, не более . Все самое ценное (за небольшим исключением) уже благополучно «реализовано». Как? - это другой вопрос (в первую очередь, конечно, к военной прокуратуре). Поэтому от «декларируемого» оборонного бюджета надо, по крайней мере 2 млрд отнять. Так что особо салютовать «небывалому» финансированию отечественной армии не стоит.

В общем, в наших вооруженных силах сейчас протекают процессы, которые позитивными не назовешь при всем желании. Одни пытаются «реформировать», руководствуясь своими не совсем понятными соображениях, другие - «лежат на должностях», отбивая все эти попытки, третьи – балуются с бюджетом…

И на фоне таких вот с позволения сказать «реформ» выходит на публику наш Президент и заявляет, что украинская государственность падет не от очередных отрядов Муравьева, нагрянувших со стороны северных племен, а от незнания государственного языка и народных обычаев.

Странно, что в оборонный бюджет еще пару миллиардов не забили на эти гуманно-оборонные нужды.


Валерий ГЛУЗМАН, прапорщик

Версия для печати  Версия для печати

28 Декабря 2005 15:08


 

 

Генпрокурор Луценко каже, що 31 травня врятував ціле місто. На яку нагороду він, на Вашу думку, за цей вчинок заслуговує?

Запрошення на чергове засідання РНБО України (6)

Обрання членом РНБО врятованого їм міста (16)

Дострокового присудження звання Генпрокурор-лейтенанта (22)

Повного зібрання підручників юридичного вишу (81)

Червоного диплома юриста з золотими літерами (9)

Медалі «Рятівник Третього Тисячоліття» (159)

Урочистого рукостискання від Зеленського (64)

Введите, пожалуйста, цифры с рисунка: