|
|
ТЕНДЕНЦИЯ, ОДНАКО Кто уселся на трубе? Над НАК «Нефтегаз Украины» довлеет своеобразное «проклятие руководителями». На смену «лучшему менеджеру» времен Леонида Кучмы Юрию Бойко руководить «Нефтегазом» пришел любитель шикарных «массажных» «Мерседесов» и ночных топливных переговоров в Москве Алексей Ивченко. Не совсем адекватного лидера КУНа с горем пополам вернули в парламент, заменив наконец-то, казалось бы, внятным профессионалом, не замеченным в скандалах и интригах, Александром Болкисевым. Для того, чтобы понять, что в нефтегазовый «курятник» пустили новую «лису» понадобился политический кризис («переформатирование» парламентской коалиции) и визит очередного шефа НАК в столицу Российской Федерации. Пока на печерских холмах осуществляется передел власти, Болкисев в Белокаменной решил воспользоваться шансом для ловли рыбы в мутной воде политического безвременья, поразившего Украины. Тема была выбрана уже порядком подзабытая – консорциум по управлению газотранспортной системой Украины, то есть - то самое предприятие, которое еще в бытность Кучмы все считали проектом почти мертворожденным, но, который в случае его гальванизации похоронит надежды нашего государства на энергетическую независимость. Впрочем, предлог председатель правления НАК «Нефтегаз Украины» выбрал вполне благовидный - Создание газотранспортного консорциума могло бы позволить сохранить Украине «льготный период» цены газа и избавиться от присутствия на рынке компаний-посредников. Болкисев, вроде, вполне резонно рассуждал о том, что посредники (такие, как «РосУкрЭнерго» или «УкрГаз-Энерго») являются типично украинским изобретением, ведь нигде в мире подобные «передаточные звенья» не появляются с поразительной быстротой и неизвестно откуда. А после рационального и даже патриотического отступления Болкисев «раскрылся» внезапным признанием: «Я не вижу причин привлечения посредника, если будет решен вопрос с газотранспортным консорциумом». Тут сразу вспомнились и события четырехлетней давности, когда «старая власть» пыталась отдать газотранспортную систему соседям «во временное пользование». Россияне, для которых украинская «труба» вот уже полтора десятилетия остается самым лакомым и завидным призом, увидев, что есть клиент, который ее может сдать, начали продвигать идею с консорциумом молниеносно. Уже 7 июля, на следующий день после переговоров Болкисева в Москве, в СМИ появляется информация о том, что ОАО «Газпром» готов продать Украине 16,9 млрд. кубометров газа при условиии, если будет погашена задолженность перед «РосУкрЭнерго» и «УкрГаз-Энерго» (600 млн. долл.), а украинская газотранспортная система будет передана в управление международному газовому консорциуму. В свою очередь министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко поднял тему консорциума даже на саммите «Большой восьмерки» тем самым продемонстрировав, что Александр Болкисев взял очень правильный путь – в сторону удовлетворения интересов России. Перспектива остаться без вполне реальной ГТС, но с неким виртуальным консорциумом не на шутку всполошила отечественный Кабмин. Вспылил даже сдержанный по своей натуре премьер-министр Юрий Ехануров: «Мы против такой возможности. Пускай Болкисев говорит об этом все, что хочет», - резко заявил он. По мнению премьера, сегодня может идти речь только о долевом участии инвесторов в строительстве новых газопроводов на территории Украины, а «к идее акционирования ГТС мы можем вернуться лет через 20, но не сейчас», - подчеркнул Ехануров. Беда лишь в том, что нынешнее правительство и так уже обременено приставкой «и.о.», и в прямом смысле слова доживает отпущенный ему срок. Юрий Иванович, конечно же, премьером быть перестанет через несколько дней, и займется работой в парламенте, простым членом комитета по науке и образованию. Это не секрет и для россиян. «Коммерсантъ-Украина» приводит сегодня реакцию «Газпрома» на «демарш» Еханурова: «В пресс-службе российской монополии сказали, что без управления всей ГТС консорциум «неинтересен». А высокопоставленный источник в компании вчера прямо заявил: «Через неделю я не буду знать, кто такой Ехануров. Вот тогда и возобновим переговоры». Так что Александру Болкисеву сейчас, кажется, ничего не мешает под шумок политического кризиса курьерской скоростью протолкнуть тему консорциума. Ту самую тему, которую не смогла реализовать «злочинна влада» со всеми ее «антикризисными менеджерами». И если страна, по совету Тимошенко и решению президента, окунется на несколько месяцев в буйную атмосферу досрочных парламентских выборов, то затея г-на Болкисева вполне может «проскочить». Если же в Украине ситуация «устаканится», то даже «регионалы» вряд ли захотят расстаться с тем, что попало к ним в руки по праву победителей. По крайней мере, на данный момент радостной готовности отдать «трубу» россиянам члену ПР не проявляют. Тот же «Коммерсантъ-Украина» приводит первые отклики представителей «регионалов» (правда, не самых весомых персон) на инициативу Болкисева: «Вчера народный депутат от Партии регионов Василий Хара неожиданно поддержал господина Еханурова: «Я тоже думаю, что ГТС должна оставаться в госсобственности». Этой же позиции придерживается и депутат Людмила Кириченко (ПР), которая сказала, что «эта идея давно витает в умах россиян, но к ней нужно относиться очень осторожно». Впрочем, понятно, что с мнением Хары или Кириченко никто в Партии регионов всерьез считаться не будет. И какой будет «партийная линия» по вопросу ГТС мы узнаем уже очень скоро. Но так или иначе, пока (до «стабилизации политической обстановки») следует признать: Украина в двух шагах от потери даже того минимального экономического суверенитета, который сейчас у нее есть. Под шумок борьбы за власть «тихие топ-менеджеры» продают страну. Тут уж поневоле пожалеешь об уходе экзальтированного Ивченко в законодательную власть. Ему хватало пафосного лимузина с массажером «для копчика». Господин Болкисев на такие мелочи не разменивается.
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|