|
|
ПРОЕКТ НА ВЕКА Основной Закон Джунглей «Обком» бегло и вкратце (ибо есть еще надежда, что эту ахинею засмеют и провалят) проанализировал проект Конституции КСиВы и отобрал самые интересные, на наш взгляд, моменты родившегося в недрах коалиционных умов документа. Главное впечатление от обнародованного вчера на сайте газеты «Зеркало недели» проекта (кстати, тот факт, что проект обнародован в виде фотоскана документа, а не в текстовом формате, указывает, что скорее не СБУ утечку информации из компьютера Тимошенко организовала, а потерял где-то свою распечатанную пачку не знакомый с компьютером Янукович) – БЮТ и ПР решили сэкономить на трудностях пакетных голосований. А посему запихали в Конституцию массу подробных пунктов, которых по идее в Основном законе быть не должно, поскольку они определяются законами. К примеру, ввести в Конституцию Апелляционный суд Киева – это уже за гранью реальности, хоть и вполне в стиле юристской рати БЮТ. Зато со всеми этими пикантными подробностями у партнеров появляются закрепленные Конституцией гарантии выполнения их кулуарных договоренностей. То, что Основной Закон страны из-за этого превращается в брачный контракт двух политических сил определенного периода развития государства, никого не смущает. Что же касается основной направленности изменений, то, как и предполагалось, большинство предложенных пунктов имеют четкую функцию консервации нынешней власти – причем не стоит наивным романтикам надеяться, что это всего лишь на 5-6 лет. С такими админресурсными рычагами, которые заложены в данном проекте, по окончании действия переходных положений «выберут кого надо». Однако начнем по порядку. Общие положения Конституции прагматики от ПР и БЮТ, в отличие от Ющенко с его занозистыми идеями вроде «духовного гимна», решили не трогать. Что, безусловно, позитивно. Потому как подтверждает, что вечное разрывание Анной Герман косоворотки на груди и ломка Януковичем балалаек об березки во имя государственного статуса русского языка – не более чем вынужденная комедия для ублажения озабоченных лохов. А вот дальше – уже с прав, свобод и обязанностей граждан – начинается… Первая серьезная правка в Конституцию, предложенная проектом, является изложенной юридическим языком отмазкой БЮТ и ПР перед электоратом, лишенным права избирать президента. Поскольку в нынешней редакции Конституции в ст.22 прямо записано «При прийнятті нових законів або внесенні змін до чинних законів не допускається звуження змісту та обсягу існуючих прав і свобод», а убрать эту фразу из Основного Закона никак нельзя (вся Европа затюкает), Тимошенко и Янукович предлагают в этой же статье (!) объяснить тупому избирателю, что «Не є обмеженням прав і свобод людини і громадянина передбачена цією Конституцією процедура призначення осіб на посади в органах державної влади та місцевого самоврядування і їх звільнення з таких посад, а також обов‘язки таких осіб, що виникають у зв‘язку з перебуванням на публічній службі». То есть особо одаренным и недоверчивым избирателям о том, что они не фраера, будут сообщать уже не Леонид Кравчук, Виктор Уколов либо Дмитрий Табачник, а Конституция Украины. В дальнейшем гражданскую лирику в текст закона авторы уже не предлагают, ориентируясь на конкретику. Так же, как и Ющенко, БЮТ и ПР озабочены гарантированной нынешней Конституцией возможностью ментов задерживать невинных людей просто так на 72 часа. Однако если Виктор Андреевич в своем проекте предлагал скостить этот беспредел до 24 часов, то КСиВа сошлась на 48. Следующая знаменательная веха «демократических реформ» от Тимошенко и Януковича – предложение закрывать без права апелляции СМИ, которые якобы «дезинформируют общество». Подробнее об этой вакханалии свободы слова и широких возможностях ее использования можно прочитать на блоге Сергея Лещенко. Вспоминается почему-то пафосная речь Юлии Тимошенко на юбилее близкой к БЮТ газеты «Вечерние Вести» в 2003-м году – о том, что осталось лишь немного дотерпеть, добороться против режима Кучмы, и настанет наконец-то полная свобода слова… Ну вот дождались и доборолись. Преследование прессы Юлия Владимировна собралась закрепить и гарантировать Конституцией. Чем дальше, тем интереснее. В ст. 36 (о свободе граждан объединяться в политические партии и общественные организации) предлагается добавить прелестный пунктик о том, что «Решения политических партий и организаций могут быть опротестованы исключительно в Апелляционном суде г. Киева». Интересно, а почему сразу не в Печерском??? Чем хуже Львовский апелляционный суд – колядовать далеко ездить придется? Но это еще цветочки, потому как в этом же проекте Апелляционному суду Киева в исключительное пользование отдаются и акты Президента Украины, Верховной Рады Украины и Кабинета Министров, «имеющие индивидуальное действие» (остальные – в КС). Объяснить такую любовь ПР и БЮТ к данному суду можно только одним – больно уж хорош его небоскребик возле кладбища на Соломенской площади (не в контроле же над судом политиков подозревать, в самом-то деле). Ни одному другому украинскому суду такой «меч Фемиды» и не снился – ютятся по подворотням, судья на судье сидит… Кстати, данной нормой об опротестовании высших госактов в ст. 124 Конституции незаметненько так предлагается заменить предложение «Народ безпосередньо бере участь у здійсненні правосуддя через народних засідателів і присяжних». То есть суд присяжных, о необходимости введения которого в рамках судебной реформы уже говорилось немало, данным законопроектом хоронится навсегда – даже в качестве далекой перспективы. Еще бы: над присяжными ведь не висит дамоклов меч всесильных судебных администраций, которые предлагается создать в каждой области для жесткого контроля над судьями. Не может не вызвать умиления забота законодателей о себе любимых. Само собой, статья о неприкосновенности народных депутатов осталась нетронутой. Зато сколько новых возможностей для обустройства собственной жизни появится у политиков и чиновников! Прежде всего, предлагается отбросить как пережиток разделение власти и бизнеса: в ст. 42 после слов о том, что «Підприємницька діяльність депутатів, посадових і службових осіб органів державної влади та органів місцевого самоврядування обмежується законом» добавить, что «Не вважається підприємницькою діяльністю володіння, користування та розпоряджання корпоративними правами у підприємницьких товариствах». Интересно, а что тогда считать «предпринимательской деятельностью»? Бабку с мешком семечек у перехода? И ежели какого депутата или министра за этим делом застукают – ууух тогда! Очень трогательно на этом фоне выглядит предлагаемая правка – в ст. 67 из части «Усі громадяни щорічно подають до податкових інспекцій за місцем проживання декларації про свій майновий стан та доходи за минулий рік у порядку, встановленому законом» изъять слово «Усі»... Раз уж депутатам в открытую можно будет заниматься бизнесом, то почему бы еще и министерские кресла им не пораздавать? «Народні депутати України можуть входити до складу Кабінету Міністрів України, обіймаючи посади Прем‘єр-міністра України, Перших віце-прем‘єр-міністрів, віце-прем‘єр-міністрів», – предлагается записать в Конституции. Вообще-то человеку не знакомому с особенностями украинской политики сложно было бы пояснить, зачем правящей коалиции в парламенте ослаблять себя постоянным отсутствием трех десятков депутатов (либо же наоборот – регулярно оставлять без руководства весь Кабмин ради склок возле парламентской трибуны или развешивания шариков). Но в условиях наличия многопальцевых кнопкодавов и непреодолимой тяги к неприкосновенному мандату вряд ли кого-то удивит голосование премьера Тимошенко и вице-премьера Азарова из Польши либо Южной Кореи. С такими бонусами избраться в парламент – особая радость. Посему к выборам и переходим. Как уже сообщалось ранее, здесь предусмотрена редкая для парламентов система диктатуры меньшинства. Первый тур определяет, кто вообще прошел в парламент, а второй – зачем вообще прошел в парламент, поскольку 226 мандатов отдается победителю второго тура, а остальные 224 делятся между лузерами пропорционально результатам первого тура. Ценность «золотой акции» таким образом проявляется только в день избрания депутатами президента – кому удастся уломать партию-победителя взять их с собой к корыту. Именно для этого и создается коалиция (в проекте слово «коалиция», кстати, заменено на дореволюционное «большинство» – видимо, Юлия Владимировна попросила, а то у нее как-то с произношением подлого словца никак не складывается), поскольку для принятия простых решений вроде избрания своего премьера правящая партия и так имеет достаточное количество голосов. В результате сколоченное конституционное большинство (а для избрания президента нужно 2/3 голосов) получает всю полноту власти в стране и может спокойно идти заниматься управлением корпоративными правами и министерской работой. У него – свое правительство, любой закон принимается левой ногой, а если даже свой президент вдруг заартачится и наложит вето – можно собраться с курортов и без проблем его преодолеть. А обнаглевшему президенту в случае чего пригрозить импичментом. Процедура импичмента упрощена донельзя (в самом деле: как от фонаря поставили, так без проблем и снимем). Ведь вместо нынешних потешных временных следственных комиссий Верховной Рады с воробьиными полномочиями «попищать и разойтись» у ВР теперь будет грозная сила – Постоянная следственная комиссия. У этого монстра будет право дознания, досудебного следствия, возбуждения уголовных дел и передачи их в суд. Причем все самостоятельно, без обязательного согласования с другими органами. В случае чего дело о нарушении президентом закона этот орган сам расследует и передает в Верховный Суд (по решению 226 депутатов), а после положительного решения пленума последнего Рада все теми же 300 голосами «убивает» порожденного ею главу государства. Понятное дело, что правящей партии с ее 226 голосами, если она не хочет всякий раз оглядываться на коллег по большинству, не обойтись без императивного мандата (доказано коалиций БЮТ-НУНС). В проекте этот мандат начинается для народного депутата еще до избрания – до объявления ЦИК результатов выборов кандидата могут турнуть из избирательного списка в любой момент простым решением политсовета (судя по лирике, обрамляющей этот пункт в документе, так ПР и БЮТ понимают понятие «открытых списков»). После получения мандата его отобрать чуть сложнее – решение фракции утверждается на съезде. Оппозиция в законопроекте КСиВы получает все ту же утешительную косточку в виде глав и замов глав комитетов, КРУ, омбудсмена и пр., а также главного карателя Постоянной следственной комиссии. А еще она по Конституции может создавать Оппозиционное правительство и играться с ним сколько влезет. Единственное условие – чтобы все это иметь, в оппозицию, как и в большинство, надо вступать. Она тоже формализирована. Интересный момент касается вступления в войну, чрезвычайного и военного положения. Если сейчас решение об этих страшных вещах принимает Президент, а утверждает Верховная Рада, то ПР и БЮТ предлагают передать указанные полномочия Совету национальной безопасности и обороны. Мнения послушного парламента никто и спрашивать не будет. Кстати, голубая мечта Тимошенко о контрактной армии также будет закреплена Конституцией! В ст. 65 («Захист Вітчизни, незалежності та територіальної цілісності України, шанування її державних символів є обов'язком громадян України. Громадяни відбувають військову службу відповідно до закону») предлагается уточнить, что проходят службу граждане добровольно по контракту. Так что сразу с избранием президента в парламенте (а именно тогда изменения вступают в силу) придется либо разгонять к чертям всех солдат-срочников, либо «добровольно» заставлять их всех подписать контракт. В законопроекте есть еще много интересных вещей – вроде явно попахивающей федерализацией передачи власти в регионах местным советам и их исполкомам. Однако это все моменты, заслуживающие дискуссии. Главная же гадость, как и водится в Украине в сфере конституционного права, содержится в Переходных положениях и их хитром взаимодействии с непосредственными изменениями в избирательное право. Это тот самый отсчет полномочий Верховной Рады (уже пятилетних, на секундочку) с момента избрания в ней Президента. Пожалуй, только ленивый не сказал о том, что самовольное продление собственных полномочий является узурпацией власти. И за это время дорогая КСиВа успеет выстроить систему и выставить своих людей куда надо. Надеетесь сменить власть на выборах-2014? Есть большие сомнения в том, что вам это удастся. Поскольку членов участковых, окружных и территориальных избирательных комиссий будут не выдвигать партии, а назначать «по результатам конкурса» специально созданные «квалификационно-дисциплинарные комиссии» – еще одно нововведение, которое, кстати, будет контролировать и судей (поскольку создаются судебными администрациями). А теперь внимание: членов избиркомов будут назначать на 6 лет! Два избирательных цикла вполне можно обеспечить… В общем, если всю эту вертикаль с горизонталями взять в свои руки однажды (что Партия регионов и БЮТ собрались сделать в ближайшее время), можно удерживать власть довольно долгое время – ровно столько, на сколько хватит терпения у тех, кто согласно будущей Конституции не лох и не фраер.
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|