|
|
Правительство России делает все, чтобы окончательно лишить реверс «Одесса-Броды» привлекательности и смысла Россия продолжает выбивать у Болгарии и Греции льготы для строительства нефтепровода в обход черноморских проливов. Премьер Михаил Фрадков убедил партнеров начать обсуждение возможных преференций. Но из-за медлительности переговоров российские нефтяники постепенно теряют интерес к строительству трубы. Переговоры о строительстве нефтепровода Россия, Болгария и Греция начали еще 10 лет назад. Труба протяженностью 285 км в обход черноморских проливов Босфор и Дарданеллы позволила бы поставлять 35 млн т российской нефти в болгарский порт Бургас и греческий Александрополис. У российских нефтяников возникают проблемы с транспортировкой через проливы: Турция периодически вводит ограничения на проход. Вчера в Софии российская делегация во главе с Фрадковым пыталась убедить болгарских коллег сдвинуть проект с мертвой точки. Его стоимость — около $700 млн. По словам российского торгпреда в Болгарии Анатолия Гаврикова, это «не обеспечивает интересов российских компаний» — Москва добивается для них таможенных и налоговых льгот. Министр промышленности Виктор Христенко пояснил, что нефтяники готовы гарантировать заполнение новой трубы, только если стоимость прокачки по ней будет сопоставима с ценой транспортировки по морю. По словам источника в российской делегации, Москва претендует на льготы при ввозе материалов и оборудования и пониженные портовые сборы, а также распределение долей в капитале консорциума по строительству в зависимости от вклада участников. «В этом случае доля России будет преобладать, поскольку нефть будет наша, и строить будем мы, — объясняет чиновник. — Но Болгария и Греция считают, что у участников должно быть по 33,3% акций». После встречи Фрадкова с болгарским премьером Симеоном Сакскобурготтским, говорит российский чиновник, София согласилась на трехсторонние переговоры об удешевлении проекта. Греки одобрили предложение еще раньше. Эксперты из трех стран соберутся 4-5 ноября в Афинах, чтобы обсудить проект меморандума о строительстве нефтепровода и его ТЭО. Российские чиновники рассчитывают, что меморандум будет подписан до конца года. Но в основных направлениях деятельности правительства до 2008 г., утвержденных в июле Фрадковым, приоритетными считаются инициированные «Транснефтью» проекты обходной трубы через Турцию. По словам замруководителя департамента Минпромэнерго Сергея Михайлова, они в 1,5 раза дешевле греческого нефтепровода. Президент «Транснефти» Семен Вайншток вчера заявил журналистам, что компания «не настаивает» на предложениях по строительству трубы в Турции, поскольку обнаружила «подводные камни» при экологическом согласовании. Не планирует «Транснефть» участвовать и в болгарско-греческом нефтепроводе. «ЛУКОЙЛ», которого аналитики считают самым вероятным претендентом на участие в проекте, больше заинтересован в строительстве трубы до Баренцева моря, говорит аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. «Пока нет договоренностей России, Болгарии и Греции об условиях строительства этой трубы, говорить об интересе «ЛУКОЙЛа» преждевременно», — подчеркивает пресс-секретарь компании Дмитрий Долгов. СМ. ТАКЖЕ: Как «прокидывают» Кучму с Януковичем, или Какую нефть залили в танкер
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|