|
|
Ющенко просят вбить «контрольный» осиновый кол в наследием Кирпы На этой неделе более двух сотен «зеленых», представляющих общественные экологические организации Украины, а также России, Беларуси и даже Туркменистана, написали Виктору Ющенко очередное письмо с названием «СТРОЙКИ ВЕКА» МИНТРАНСА В КОНТЕКСТЕ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ». В письме, в частности, говорится: «Уважаемый Виктор Андреевич! «Проекты века» Минтранса Г. Кирпы отличались сомнительной экономической целесообразностью, опасностью для окружающей среды, и реализовывались с нарушением действующего законодательства. Разрушая окружающую среду Украины, они способствовали не столько экономическому развитию Украины, сколько личному обогащению узкого круга государственных чиновников - за счет привлечения бюджетных средств либо через третьих лиц. Подобные проекты кардинальным образом противоречат принципам деятельности власти, провозглашенных новым Кабинетом Министров Украины, но, тем не менее, реализация некоторых из них не остановлена до настоящего времени. Их основные черты наиболее ярко проявились в двух проектах Минтранса: каналах Даугава - Днепр и Дунай - Черное море. Первый проект обещал соединить Балтику с Черным морем, второй - возобновить судоходство в украинской части дельты Дуная. И один, и другой проект, фактически, рассматривались на безальтернативной основе. Для прохождения канала Дунай - Черное море Минтранс выбрал вариант по гирлу Быстрое, игнорировав 7 альтернативных ему вариантов. Для Даугава - Днепр альтернативы вообще не рассматривались. Даугава - Днепр намного претенциознее канала Дунай - Черное море. В Украине по его ходу планировалось провести дноуглубительные работы на перекатах, «прорезать» (а фактически - взорвать) днепровские пороги, соорудить водохранилище выше Киева. Интересно, что суммы, необходимые для реализации данного проекта, сообщались самые разные: от 5 до 8 млрд. долларов, - с разницей в 3 миллиарда. Аналогично, канал через гирло Быстрое требовал расчистки отмели на выходе гирла в море, углубления перекатов и сооружения струенаправляющей дамбы. Его цена, по сообщениям Минтранса варьировала с разностью в 39,5 миллионов - от 105,5 до 145 млн. гривен. Хороший хозяин, начиная какое-либо предприятие, прежде всего, просчитывает его стоимость, подобное же «гуляние» цен в проектах Минтранса, на наш взгляд, свидетельствует об одном: при их реализации это ведомство надеялось не столько на экономичность проекта, сколько на его подпитку из бюджета Украины, - из общих, а, значит, ничьих средств... Минтранс постоянно твердил об экономичности своих проектов. Чтобы себя мог окупить канал Даугава - Днепр, его грузопоток, по предварительным расчетам, должен составить около 144 млн. тонн в год, возможность этого у тех же экспертов вызывала серьезное сомнение. В 2004 году через гирло Быстрое прошло 600 судов. В соответствии с существующими тарифами канальных сборов, за год такой грузопоток должен приносить прибыль до 120 тыс. долларов США - сумму, несравнимо меньшую начальных инвестиций в данный проект! И об экологической опасности данных проектов. Для реализации своих сомнительных планов в отношении канала Даугава - Днепр Минтранс был готов пожертвовать последней незарегулированной частью Днепра, создав Славутичское водохранилище, был готов поднять при дноуглублении радиоактивные «чернобыльские» илы Киевского водохранилища - насколько большой вред принесет данный проект крупнейшей реке Украины, сложно представить. Сооружая канал Дунай - Черное море на гирле Быстрое, Минтранс пожертвовал Дунайским биосферным заповедником - одной из наиболее ценных природных территорий Украины... Данный проект уже погубил две птичьи колонии и изменил гидрологический режим дельты, дальнейшая его реализация угрожает самому существованию резервата. Характерно, что в последнем случае Минтранс не остановили ни протесты Национальной Академии наук Украины (последнее обращение НАНУ по этому поводу - письмо министру охраны окружающей природной среды Украины П. Н. Игнатенко N 9п/544-5 от 14. 04.2005), ни протесты украинской, ни международной общественности, - хотя в общей сложности против данного проекта выступило более 50 тысяч граждан из 90 стран мира. И для ушедшей власти это понятно - проекты Минтранса имели прямую поддержку бывшего Президента Украины, Л. Кучмы. При такой поддержке Минтрансу Украины было дозволены любые формы борьбы с оппонентами: обвинения чуть ли не в шпионаже в пользу Румынии, травля - за несколько лет Дунайский биосферный заповедник выдержал более 20 фискальных проверок и уголовное дело, возбужденное в отношении его должностных лиц по заявлению госпредприятия Дельта-Лоцман, вал дезинформации в заказных публикациях в прессе. Мы не стали бы поднимать эти проблемы, если бы в последнее время такие проекты не стали «оживать». Так, вокруг канала через Быстрое начали вестись прежние разговоры: что это, по словам нового министра транспорта, Е. Червоненко, «дело чести Украины», что эта проблема - лишь проблема украино-румынских отношений (хотя против данного проекта выражали протесты и ЕС, и США, и Германия, и общественность многих стран!). Невзирая на то, что этот канал уже показал свою «экономичность», заилившись за полгода более чем на 4 м (то есть, весь объем работ, сделанный в прошлом году, следует возобновить!), на нем снова были начаты дноуглубительные работы - за счет средств из бюджета Украины и в нерестовой период, когда подобные работы вообще запрещены! Начал работы нынешний Минтранс, согласовали их - нынешние Минприроды и Минагрополитики. Бывший министр транспорта Украины любил называть свои детища «стройками века». С такими проектами мы неоднократно сталкивались в недалеком советском прошлом: БАМ, переброска северных рек на юг, каскады водохранилищ на великих реках страны, - экономически затратные проекты, которые повлекли за собой резкое ухудшение окружающей нас среды. За подобную гигантоманию приходится платить дважды: сначала за сам проект, потом - за ликвидацию его последствий... На наш взгляд, подобные проекты противоречат принципам деятельности власти, провозглашенным в Программе деятельности Кабинета Министров Украины «Навстречу людям»: - честности - истинные цели реализации данных проектов противоречат декларированным целям; - открытости - данные проекты до сих пор закрыты для общественности; - патриотизму - данные проекты несут пользу не Украине, а лишь узкому кругу «приближенных к власти»; - эффективности - данные проекты экономически неэффективны и экологически опасны. И поэтому мы надеемся, что реализация канала Даугава - Днепр не будет начата, а канала Дунай - Черное море через гирло Быстрое будет прекращена». Под письмом стоит более 200 подписей
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|